В номере 19

 

Власть и культура

“Стране поэзии” – быть!

 

Михаил КРУПИН,

писатель, заместитель главного редактора журнала “Подвиг”

Андрей КУЛИК,

поэт-песенник

На вопрос: “Возможна русская культура без поэзии?” — среднестатистический россиянин, несомненно, ответит: конечно, невозможна, непредставима. Поэзия — основа классической литературы, театра, оперного искусства, народной и эстрадной песен. И русское “большое кино”, и лирическую анимацию трудно вообразить без ее могучих и тонких влияний.

Но поставим вопрос чуть иначе: “А нужна ли поэзия сегодня? Пользуется ли спросом? Есть ли будущее у молодых поэтов, которые напишут гениальные стихи сегодня?” И наш современник, не задумываясь, отбарабанит: “Рейтинг крайне низок, спроса нет, будущего у поэтов не предвидится, пусть займутся делом, а стишки кропают к дням рождениям тещь и начальничков, так хоть какую-то пользу увидят от них”.

И этот современник в общем-то прав. Что спорить о судьбе нынешних молодых поэтов, когда перед ними безрадостный пример “потерянного поколения” поэтов 90-х, которым сейчас и под сорок, и за сорок, но ни об одном из них страна не имеет понятия. Поскольку смехотворны тиражи их книжек, изданных за свой или спонсорский счет, не менее смехотворны и тиражи двух-трех литературных журналов, в которых изредка мелькнет публикация молодого поэта.

СМИ, теле- и радиокоммуникации все эти годы были для поэтов недоступны. Исключение составляют разве что милашки “шестидесятники”, пусть нечасто, но регулярно появляющиеся на голубых экранах, чтобы, странно увильнув от чтения стихов, поговорить “за жизнь”, в том числе и о том, что их “шестидесятнический” бум, когда поэты собирали стадионы, был варварской нелепой аномалией, а теперь жизнь вошла, дескать, в обычное русло, и то, что русская поэзия “забита ниже плинтуса”, так там ей, собственно, и место. Никто из этих “благодарных” питомцев родной культуры, разумеется, не вспоминает, что благодаря именно той нелепой аномалии их и в нынешние непоэтические времена кто-то помнит, приглашает в студии, подбрасывает премии, включает в планы “элитарных” издательских проектов и прочих “больших секретов для маленькой такой компании”. Но почему же тогда бешеный, неподдельный интерес народа, бум, ажиотаж были возможны, а сегодня мы наблюдаем в лучшем случае “отдание последнего долга” поэзии, в бозе почившей?

Можно долго рассуждать о том, что случилось со страной, о том, как народ не в одночасье, не вдруг изменил предпочтения. Но ответ гораздо проще. Ничего народ не изменил, недаром старые советские комедии пользуются сейчас все тем же успехом. Так же, как в шестидесятые, играют в КВН, любят футбол, стабильность, а не рыночную суету. А вот с поэзией — проблемы. Почему? Может быть, она сравнима с высокотехнологичным производством? А со многими из этих производств у нас теперь проблемы — разрушить просто, а вот развить заново...

Что же это было? Великое, поистине народное шоу. Что же, в полуголодном послевоенном поколении вдруг, ни с того ни с сего народились сотни тысяч любителей поэзии? Конечно же нет. Просто государство выступило в шестидесятые мощным, хоть и безграмотным пиар-менеджером. И результат не замедлил сказаться. Поэты собирают стадионы. Скажут, может быть, что поэтическое слово тех лет было долгожданным свободным вздохом, первым ростком Оттепели. Пусть, хорошо. А разве сейчас, после многолетнего засилья пошлости в печати и на экране не нужен свежий вздох?

Но поэзию труднее “произвести”, чем пошлую песенку. Поэтому нынешние продюсеры, зная, что вполне возможно сделать ту же “Фабрику звезд” для поэтов, просто идут по более легкому, накатанному пути. Хотя поэзия у нас очень популярна. Стихи пишет каждый пятый, а каждый третий когда-либо их писал.

А ведь это благодатная почва для мощного народного проекта! И вот мы, русские писатели, входящие в рабочую группу Комиссии Мосгордумы по культуре под руководством народного артиста России Евгения Герасимова, рассчитали с привлечением необходимых специалистов полное экономическое обоснование проекта “Страна поэзии”. На данный момент проект рассмотрен и поддержан Союзным государством Беларуси и России. Но уже сейчас, на этапе окончательного утверждения, у проекта появились и противники. Но так бывает с любой крупной идеей.

А идея-то проста: заведомо отсеяв модернистов, выявить несколько подлинно народных поэтов, сделать им видео- и аудиоклипы и запустить в ротацию на телевидении. Уж если проект, так проект! Если русская культура в опасности, нужна полномасштабная битва за нее! Почему, если и завалящий коммерсант до потери голоса и пульса воюет за свою копеечку, первые таланты России должны отмалчиваться в темном уголке? Юный поэт должен предстать перед народом не жалким, забитым и никому не нужным, а гордым, целеустремленным и успешным, способным возглавить целое социальное движение. Затем последуют театрализованное концертирование звезд по стране и полномасштабный, освещаемый по телевидению, литературный конкурс.

Надеемся, что все частные и тем паче государственные лица окажут необходимую поддержку проекту. Его национальный масштаб очевиден и подтвержден в компетентных инстанциях. Потрудимся же во славу непобедимой духовности и высоты культуры своего Отечества, ради умов и душ наших детей, которые все еще хотят жить в великой России, а не in Russian State of America!

От редакции

К сожалению, в постсоветский период традиционное поэтическое русское слово действительно находилось на обочине общественного внимания. К чему это привело? К дискуссиям на телеканале “Культура” (!) о невозможности русского языка без мата. Дальнейшая деградация слова и смысла губительна для общественной нравственности. В этой связи нельзя не приветствовать стремление нового поколения отечественных литераторов вернуть былое влияние подлинного поэтического слова. Мы будем следить за ходом реализации проекта “Страна поэзии” и обязательно расскажем об этом читателям.

Hosted by uCoz