ОСНОВНАЯ | ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПОДВИГ" | СТРАНА ПОЭЗИИ

КРУПИН Михаил Владимирович

 

   Родился в 1967 году и вырос в г. Горьком (ныне Нижний Новгород). В 1991 году закончил радиофизический факультет Нижегородского государственного университета, в 2001 - двухгодичные Высшие литературные курсы (1999 - 2001) при Литературном институте им. А. М. Горького.

   В 1994 году в издательстве "Нижний Новгород" вышла книга "Самозванец" - исторический роман. В 1995 году роман был выдвинут на премию Букера и вошел в короткий список конкурса. (В № 1 "Знамени" за 1995 год статья М. Кулаковой посвящена роману).

   Автор многочисленных публикаций (проза, стихи, критические статьи и эссе) в журналах "Москва", "Наш современник", "Подвиг", "Литературная учеба", "Воин России", "Всерусский собор", "Российская Федерация сегодня" и др., в газетах "Литературная газета", "День литературы", "Литературная Россия", "Российский писатель", "Учительская газета" и др.

   Творчеству Михаила Крупина посвящены статьи: профессора Литературного института им. Горького Ю. Минералова ("История русской литературы. 90-е годы ХХ века", учебник для вузов, М., 2002), М. Кулаковой ("Литературная газета", 2004), С. Казначеева ("Литературная Россия", 2002, "История в зеркале литературы", Сборник статей Международной конференции в Гданьске, 2002), И. Тарасовой ("Москва", 2004), В. Притулы ("Слово", 2003), А. Шорохова ("Российский писатель", 2003, 2004) и других.

   Член Союза писателей России.

   Лауреат Международного литературного фестиваля "Восток - Запад" в Магнитогорске в 2001 г.

   С 2001 года – главный редактор журналов "Подвиг" и "Детективы СМ" издательской компании "Подвиг".

   С августа 2002 года - редактор и составитель журналов "Подвиг" и "Детективы СМ" издательской компании "Подвиг". С 2005 года - зам. генерального директора.

   В 2003 г. в изд. АСТ-Олимп вышла историческая дилогия Михаила Крупина "Рай зверей" и "Правило ночное" (в 2-х книгах).

   Лауреат Премии "За возрождение России" (в номинации "Лучшее литературное произведение за 2005 год").

   Лауреат Премии им. Вяч. Шишкова за 2006 год.

   В изд. "Вече" вышел в 2006 году в авторской редакции роман "Великий самозванец".

   В изд. АСТ-Астрель в 2006 году издан роман "На золотом крыльце стреляли".

   Готовится к печати роман "Похищение Азии".

   М. Крупин - автор нескольких сценариев для телесериалов ("Кулагин и партнеры", "Рублевка. Live"), а также радио-пьесы "Царский ветер" для "Народного радио", созданной по своим произведениям. В "арсенале" М. Крупина - сценарий фильма "Солнце над Смутой" по мотивам романа "Самозванец" (есть вариант и полного метра, и сериала); сценарий фильма "На воздушном океане" (о первых русских авиаторах, с привнесением мистического элемента); сценарий детектива "Русская дочь" (о судьбе приемной русской девочки в Америке) и многое другое.

mkrupin@yandex.ru

* * *

   "…Михаил Крупин нам раскрывает вокруг легендарной фигуры Самозванца, выказанной совершенно по-иному, по особому, саму Русь - столь же "далекую", как нынче, ослабленную, подчиненную, но которую писатель не перестает по-сыновни любить".

Юрий БОНДАРЕВ ("Русские писатели-реалисты ХХI века", 2005)

* * *

   Секрет обаяния исторической прозы Михаила Крупина в ритме, мелодике, звуковой инструментовке – то есть в скрытых атрибутах поэзии…

   Неуловимая, прячущаяся между слов, между строк улыбка придает его прозе особый колорит, мы сразу начинаем различать подле персонажей нашего современника… События развиваются с неизменной юмористической подсветкой…

Марина КУЛАКОВА ("Знамя", 1995)

 

* * *

   Примечательный в языковом и интеллектуальном плане роман молодого прозаика Михаила Крупина "Самозванец" посвящен событиям Смутного времени и, в том числе, запутанным и неоднозначным отношениям, складывающимся издавна между Россией и Польшей… Книга напоминает нам о неизбежных лишениях, вызываемых невнятно выраженной политической волей.

Сергей КАЗНАЧЕЕВ(Сборник статей Международной научной конференции в Гданьске, 2002)

 

* * *

   …В книге есть места, потрясающие каким-то глубоким осознанием – и созревания смуты и ее преодоления именно в глубинах русского национального характера.

   Пожалуй, самое сильное ощущение, которое остается после прочтения стихов и прозы Михаила Крупина – это именно ощущение обнаженности нервной системы и самой души человеческой перед всепроникающим ветром времени.

Алексей ШОРОХОВ ("Российский писатель", 2002)

 

* * *

   Любопытна трактовка любовных пристрастий Лжедмитрия, особенно чувства самозванца к дочери Годунова Ксении и болезненный, в стилистике фильмов Лилианы Кавани, роман с Марианной Мнишек… Тема власти и любви приобретает у Крупина совершенно новое звучание.

Виктор ПРИТУЛА ("Слово", 2003)

 

* * *

    Дилогия Михаила Крупина - о Человеке метаисторическом. Каждый из героев романа суть герой-идея, герой-символ… Подобный "символизм"приобретает выразительность, выпуклость барельефа именно на отдалении нескольких веков… Затея романа Крупина близкородственна авторской сказке, притче. Но, если драмы-сказки Шварца или Горина заведомо афористичны, нарочито-условны и пародийны в отношении реальности, то здесь чуть ли не маниакальная приверженность исторической детали создает странное, бесспорно новое и лихое пространство…

    Любовные сцены выстроены в романе как положения единой теоремы - призванной вывести законы глубинного родства грешного человеческого естества и "государственного комплекса чувств", а также поэффектней опровергнуть расхожую теорию З. Фрейда.

    Если Фрейд полагает львиную долю человеческих идей надстройкой над половой сферой, сублимацией сексуальности, Крупин запросто переворачивает "порочную" формулу: в основе каждого романного соития - дьявольская идея. Очень простая, сидящая в подкорке у всех этих любвеобильных (да и аскетичных) бояр, боярышень, солдат… Только у Крупина это не называется, а показывается.

Ирина ТАРАСОВА ("Москва", 2004)

* * *

   Второй роман написан языком густых и ярких диалогов, языком, чем-то похожим на язык сновидения…

   Чувственное присутствие старой России, России первоначальных дворян и их дворов, деревянной, корневой, деревенской стихии доставляло наслаждение, поскольку полузабытые запахи, вкусовые и смысловые оттенки возникали из языка, из глаголов, из корней, вдруг повлекших за собой "землю"…

   Дилогия "Рай зверей" и "Правило ночное", на мой взгляд, более чем какое-либо другое произведение сейчас может быть достойна звания "национальный бестселлер".

Марина КУЛАКОВА("Литературная газета", 2004)

 

 

Hosted by uCoz